вторник, 5 февраля 2013 г.

пачатковая школа распрацоўкі урокаў працоўнага навучання

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым; Вы мечтали•чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;•а девочка — обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной;•чтобы каж

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙУМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИУважаемые родители!

Заповедь десятаявоспитатель должен быть жестким, но добрым. И в этом суть своевременности воспитателя. Ведь если в отношении дурного поступка проявить жесткость и бескомпромиссность - как он того и заслуживает, а человеку дать по¬нять, что относишься к нему хорошо, - то это даёт прекрасные результаты в воспитании. И не надо мучиться ложным выбором - какой способ воспитания лучше: жесткость или доброта, авторитарность или либерализм - и то, и другое равно удалено от сути эффектив¬ного современного воспитания детей в семье. Ни абсолютная твердость, ни безграничная доброта не годятся в качестве единственного принципа воспитания. Все хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным.

Заповедь перваяникогда не принимайся за воспитание в плохом настроении.Воспитание детей - это одно из самых прек¬расных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, попытайтесь для себя ответить на несколько по сути своей рито¬рических вопросов: где Вам уютнее - в компа¬нии друзей, расположенных к вам, или в сбо¬рище угрюмых субъектов, занятых каждый своим делом? Нравится ли Вам, когда на Вас кричат, либо Вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек, находящийся в здравом уме, даст на эти вопросы момен¬тальные и однозначные ответы. Но почему-то не все родители, «находясь в здравом уме», помнят эти простые истины в ежедневном общении с детьми.Заповедь втораяясно определите, чего Вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.Дети рождаются «готовыми людьми». Таковыми их воображают родители. Если Вы хотите, чтобы Ваши дети были умными, смелыми, умелыми, сильными, мужественны¬ми и т.д. - воспитайте их такими. При этом многие родители четко не представляют себе, чего они хотят от детей; они лишь знают, что многое в детях их «не устраивает» и раздра-жает. Если Ваше отношение к ребёнку созна¬тельное и требования определены, то не стоит настаивать сразу же на готовом — совершен¬стве. Главное убедить ребёнка в том, что Ваши воспитательские цели - это и его цели. Они могут быть достигнуты и другим путём, не так как Вы предполагаете; дети живут своей жизнью, а не просто жизнью родителей.Заповедь третьяпредоставьте самостоятельность.Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.Люди не любят, когда вмешиваются в их дела, навязывают готовые решения, контролируют поступки, копаются в мелочах их поведения. Дети - те же люди и ничто человеческое им не чуждо. Однако дети - люди неопытные. И хотя они хотят, как правило, до всего дойти сами, сделать это они могут лишь с помощью взрослого, но с помощью тактичной, ненавяз¬чивой и умеренной. Это должна быть именно помощь, а не подмена действий детей действиями взрослого.Заповедь четвертаяне подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и время от времени разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги на пути к цели.При этом важно эмоциональное стиму¬лирование: не только положительный эмоцио¬нальный фон, но и немедленное реагирование на каждое достижение ребёнка.Заповедь пятаяне пропустите момента, когда достигнут первый успех.Никогда не ждите особого случая - хвалите ребёнка за каждый удачный шаг. Непос¬редственно и незамедлительно. И последова¬тельно. Этим Вы эмоционально поддержите его, и ребёнок чувствует, что его достижения не остались незамеченными, что они имеют смысл для других людей. Очень важно: хвали¬те не вообще - а конкретно. Не «ты у меня мо¬лодец», а обязательно, «ты поступил хорошо, потому что...» и обязательно дайте почувс¬твовать своё настроение - в данном случае это радость по поводу успеха ребёнка. Если же ребёнок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необхо¬димо...Заповедь шестаясделать своевременно ему замечание.Сразу дать оценку поступку и сделать паузу - дать осознать услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки. Опять же не стоит ждать «удобного» случая, чтобы к «месту» дать ту или иную негативную оценку детскому поведению. Такие отсроченные реакции весьма смахивают на «камень за пазу¬хой», который придерживается до востре-бования, и выглядят малопривлекательными, а для ребёнка оскорбительными.Заповедь седьмаяоценивать поступок, а не личность!К сожалению, именно в этом пункте коренится самая распространенная и самая тяжёлая роди¬тельская ошибка. «Ты - плохой» (оценка лич¬ности) звучит вместо более уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка пос¬тупка). И необходимо конкретно объяснить, в чем собственно состоит ошибка, поступок, почему именно в данном случае ребёнок поступил неверно. Поскольку критикуется ошибка, конкретная ошибка, а не личность, то у ребёнка отпадает необходимость стано¬виться в позу защищающегося, а с ней и не¬нужные страхи, боязнь строгого, пускай даже жесткого, но спокойного анализа поступка проистекает и вера в справедливость воспита¬теля, в его последовательность и не исчезает вера в свои силы.При этом замечание должно быть кратким. Для того чтобы указать ребёнку на то, в чем он не прав, абсолютно ни к чему вспоминать всю свою жизнь и все истории. Быть воспитателем и быть занудой - вещи разные. Помните об этом. Поэтому, чем короче замечание - тем лучше. И избегайте неопределенных выра¬жений. Таких, которые бы делали Вашу мысль неясной, расплывчатой, двусмысленной.Заповедь восьмая:после замечания обязательно прикоснитесь к ребёнку и тем самым дайте почувст¬вовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, что Вы хорошего о нём мне¬ния, несмотря на оплошность. Сущность человека и его поступки - не одно и тоже.И ведите себя соответственно: нет ничего глупее отца или матери, «дующихся» на своих детей.Не поддавайтесь ложной мысли, согласно которой дети делятся на талантливых и нета¬лантливых, хороших и плохих. Каждый ребё¬нок может достигнуть достаточно много. Но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без ворот и голов превращается в бессмысленную беготню с мячом, так и жизнь без цели - не более чем цель хаотических порывов. Если Вы хотите быть действии- тельным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Вклю¬чайтесь в построение системы перспективных целей ребёнка - от дальней к средней и от нее к определению сиюминутных целей.Заповедь девятаявоспитание должно быть поэтапным.Если Вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту и укажите ему на план¬ку на отметке мирового рекорда и скажите — прыгай! - то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к сле¬дующей, штурмует свои планки человеческого роста ребёнок. Задача родителей - своевре¬менно и точно поднимать планку, руко¬водствуясь системой перспективных целей ребёнка.

10 заповедей своевременного воспитания

ГУО «Залужская средняя школа»

Комментариев нет:

Отправить комментарий